ст. м. Купчино

г. Санкт-Петербург, ул. Малая Балканская, д. 58

Тел.: +7(906)263-03-39; +7(812)617-67-23

E-mail - p.stupenki@mail.ru

Краски, кисточки, раскраски…

     Раскрашивание и рисование – очень полезное занятие, любимое практически всеми детьми. Чем чаще ребенок будет держать в руке карандаш, мелок или кисть, тем легче будет ему впоследствии выводить в тетрадке свои первые буквы и слова. Эти первые слова появятся спустя несколько лет, но уже сейчас необходимо готовить руку ребенка к письму. А для этого прекрасным развивающим инструментом служит ИЗО деятельность. Будь то рисование, лепка или аппликация - все эти виды деятельности развивают мелкую моторику рук. К тому жеразвиваются творческие способности малыша, фантазия, координация движения, глазомер, концентрация внимания, усидчивость. И все это, несомненно, отразится на его дальнейших успехах в школе.

     А начинать занятия с юным художником можно в возрасте около года. И вот тут встает вопрос, чем рисовать – карандашами или фломастерами, акварельными красками или гуашью? Если говорить о том, чем удобнее рисовать малышу до трех лет – карандашами или фломастерами - то лучше всего для создания первых шедевров подойдут фломастеры. Маленьким детям легче рисовать фломастерами, нежели карандашами, так как при рисовании карандашами приходится прилагать гораздо большие усилия при нажиме, вследствие чего маленькая ручка устает. А это, в свою очередь, может послужить причиной отказа рисовать вообще. Тут следует уточнить, что «рисованием» этот процесс можно назвать с большой натяжкой. Малыш просто оставляет след на листе. Не заставляйте ребенка рисовать карандашами до трех лет, если он этого не хочет, а в три года купите ему рабочую тетрадь[1], в которой как раз необходимо будет работать карандашами, и только. Это должно быть правилом для ребенка: не стоит позволять ему работать фломастерами в этой тетради.

     Конечно, карандаши тоже обязательно должны быть у ребенка. Но карандаши только хорошего качества. Для маленьких детей лучше покупать толстые карандаши (желательно треугольные, чтобы крохе было удобнее учиться правильно держать карандаш). Карандаши должны быть мягкие, поэтому, покупая их, обязательно проверьте, как они рисуют.

     Перейдем к краскам. Пока ребенок маленький и есть опасность, что он потянет ручки в рот, лучше использовать специальные краски для пальчикового рисования. Пальчиковые краски удобны еще тем, что они легче отстирываются с одежды и смываются с рук, в отличие от «ядерной» гуаши, а «ляпов», конечно вряд ли получится избежать. Для причинения минимального ущерба одежде лучше приобрести фартучек. Специальные фартуки для ИЗО деятельности, продающиеся в большинстве магазинов, достаточно велики, причем настолько, что пока ребенок до них дорастет, необходимость в нем может пройти. Фартучки для детей раннего возраста можно приобрести в магазине IKEA в отделе IKEA для детей. Они, правда, предназначены для кормления, но идеально подходят для занятий рисованием с малышами до двух лет. Эти фартучки хорошо защищают одежду, так как у них длинные рукава; еще одно их преимущество – они прекрасно отстирываются и в стиральной машине, и при ручной стирке. Для детей старше 2-3 лет в этом же отделе можно приобрести «Фартук для ИЗО деятельности». Это практически такой же фартук, но большего размера. Его хватит на весь дошкольный период.

     Рисуя с годовалым ребенком, лучше предоставлять в его распоряжение только одну краску за занятие, либо, порисовав одной и убрав ее, только тогда брать другую. К тому же не стоит ставить перед ребенком полную баночку краски, ведь маленький ребенок не будет снимать лишнюю краску о край баночки, и в результате в «один присест» может быть использована чуть ли не вся баночка (а это ни к чему, да и в этом случае занятия рисованием вам могут «дорого обойтись»). На самом деле малышу гораздо проще просто макать пальчик или кисточку в небольшое количество краски, выложенное, к примеру, в крышечку от баночки из-под детского питания – оптимальный размер – «ни мала, ни велика». Если краска густая, разведите ее немного водой. Если по каким-либо причинам пальчиковых красок у вас нет, можно использовать гуашь, только тогда вы должны еще более внимательно следить за тем, чтобы малыш не наелся краски. Гуашь тоже лучше накладывать в крышечку.

     Считается, что начинать рисовать целесообразно без каких-либо приспособлений. То есть первые шедевры должны быть сотворены пальчиками или ладошками. Но не все малыши с радостью воспринимают предложение испачкать пальчик, а уж тем более всю ладонь. Ваша задача – предлагать ребенку варианты и чередовать рисование пальчиками, кисточками, ватными палочками, а также экспериментировать, оставляя отпечатки, к примеру, поролоновыми губками, намотанными навинную пробку или колпачок от фломастера (желательно толстого), с помощью штампов из моркови или картофеля, винных пробок, и т.д., и т.п.

     По мере того, как малыш будет подрастать, среди материалов для рисования должны появиться гуашь и акварельные краски. Начните знакомство ребенка с новыми материалами с гуаши. Если краска густая, разведите ее слегка водой и теперь уже не накладывайте гуашь в крышечку, а учите малыша набирать гуашь прямо из баночки, снимая лишнюю краску о край баночки (чтобы малышу было удобнее, да и чтобы он не опрокинул баночку, придерживайте ее первое время рукой). После рисования покажите ребенку, как полоскать кисточку «до чистой водички» - для этого необходимо купить стакан-непроливайку и показать ему, как после полоскания кисточки проверять, чистая ли водичка, проводя ею по крышечке непроливайки. Если по ней стекает чистая вода, можно продолжить рисование другим цветом. Пока ребенок маленький, оставляйте на столе краску только одного цвета. Когда ребенок освоит промывание кисточки, можно предложить ему рисовать акварельными красками.

     Кстати, о кисточках. Лучше всего купить ребенку кисточку из натуральной щетинки, причем не округлой формы, а плоскую. Не удивляйтесь! Да, кисточки из щетины предназначены для работы с клеем, но ребенку гораздо удобнее работать жесткой кисточкой. Чем больше будет кисточка (удачный размер - щетинка № 14), тем с большим удовольствием кроха будет рисовать, так как малышей радует быстрый результат своей работы. Мягкой кисточкой ему пришлось бы гораздо больше времени потратить на закрашивание. А так как у большинства маленьких детей еще не развита усидчивость, при работе неудачной кисточкой (маленькой или мягкой) работа может быть брошена на полпути.

     Теперь несколько слов о раскрасках. Для раскрашивания фломастерами или карандашами рисунки должны быть небольшие, так как у ребенка может не хватить терпения и сил закрасить большую поверхность. Подбирайте несложные картинки, содержащие небольшое количество элементов рисунка. Будьте готовы к тому, что ребенок предпочтет раскрашивание красками, нежели фломастерами.

     Раскраски для детей с 2-х до 3-х лет должны быть с контуром примерно 0,5 см. Контур может быть как черным, так и цветным. И то, и другое полезно. В случае с цветным контуром ребенок лишний раз закрепит знание цвета, а с черным контуром он может самостоятельно принимать решение, каким цветом раскрашивать рисунок, развивая тем самым фантазию. Очень хороши раскраски серии «Наш Зайка рисует» («Стрекоза-Пресс, Москва) и «Большая книга раскрасок для самых маленьких» (РОСМЭН, Москва). Вы можете подобрать раскраски в интернете, либо сами создать раскраску для своего ребенка. Чем меньше ребенок, тем проще должен быть рисунок, так что высокохудожественных способностей от вас и не потребуется. Совсем несложно нарисовать на листе А4, к примеру, большое яблоко, либо машинку, либо мячик, обведя маркером границы в 0,5см.

     Если раскраска содержит какие-либо детали рисунка (например, черным цветом обозначены глаза, носик и ротик), раскрашивать лучше акварельными или пальчиковыми красками, поверх рисунка, так как ребенку сложно раскрашивать вокруг глазок, носика и т.п. Гуашь, обладая большой укрывистостью, скроет все черты лица, а сквозь акварель или пальчиковые краски они будут просвечиваться.

Напоследок хотелось бы дать еще несколько советов:

  • Для того чтобы ребенок учился раскрашивать, не выходя за границы рисунка, можно ввести какой-либо персонаж, который бы следил за точностью соблюдения контуров. Это может быть любимая игрушка, которая будет искренне радоваться успехам малыша и огорчаться в случае выхода за границы.
  • Лист, на котором рисует малыш, лучше закрепить на столе, приклеив уголки скотчем. Кстати, приклеивать скотч (разумеется, отрезанный вами) самостоятельно очень полезно и увлекательно для малыша.
  • Когда работа завершена, напишите в уголочке дату и имя малыша (даже если малыш у вас пока один, так как в случае, если вы станете «дважды мамой», впоследствии можно будет запутаться, какой из художников намалевал шедевр). Вы можете завести папку или коробку, куда будете складывать наиболее интересные рисунки (детки любят разглядывать свои работы так же, как фотографии). Можно выделить место на стене, закрепив на ней нить со скрепками, к которым вы будете прикреплять рисунки, организовав таким образом «выставку». Можно фотографировать работы и хранить их в электронном виде, так как со временем работ будет становиться все больше и больше, и одной папочкой будет уже не обойтись. Но самые интересные работы сохраняйте, подписывая все элементы картины, так как многое в детских рисунках требует объяснения. Пусть ребенок рассказывает вам о каждом нарисованном предмете на картине, а вы, указывая на них стрелочками, подписывайте его разъяснения, причем, не изменяя и не поправляя слова ребенка. Спустя несколько лет и вы, и сам ребенок, с удовольствием будете разглядывать маленькие детские шедевры и читать подчас комичные комментарии к ним.