ст. м. Купчино

г. Санкт-Петербург, ул. Малая Балканская, д. 58

Тел.: +7(906)263-03-39; +7(812)617-67-23

E-mail - p.stupenki@mail.ru

Читаем, творим, играем…

     Читая малышу, при озвучивании тех или иных персонажей, изменяйте голос, имитируя их звуки: пищите, как мышка, говорите низким голосом, как медвежонок. Просите ребенка изобразить вслед за вами, как квакает лягушка, воет волк и т.п. После нескольких прочтений время от времени делайте паузы для того, чтобы малыш имел возможность договаривать окончания фраз, тренируя тем самым память и активизируя речь ребенка. Также вы можете при чтении хорошо знакомых произведений для тренировки внимания малыша заменять некоторые слова, следя за тем, заметил ли ребенок неточность, и прося его исправлять вас. Пусть ребенок находит на картинках все то, о чем вы говорите. Обращайте его внимание на детали. К примеру, попросите малыша показать у теремка дверь, окна, крышу, либо попросите ребенка отыскать на картинке какой-нибудь маленький предмет (для развития внимания). После того, как ребенок прослушает сказку несколько раз, задавайте ему вопросы по сюжету сказки или попросите его пересказать сказку своими словами. Все это способствует развитию речи, памяти, внимания, голосового аппарата.

     Нет сомнений в том, что материал, закрепленный в различных видах деятельности, усваивается гораздо прочнее. Так, прочитав какое-либо произведение, рассмотрев картинки и обсудив их, полезно подвигаться, изображая героев сказки, поиграть в подвижные игры, отталкиваясь от сюжета сказки. Можно также закрепить материал, занимаясь с ребенком ИЗО деятельностью – слепить героев сказки, раскрасить или нарисовать их, сделать несложную аппликацию.

     Очень полезно показывать ребенку мини-спектакли по известным ему сказкам. Показы-инсценировки обогащают детей впечатлениями, расширяют их кругозор, развивают мышление, воображение, память. Рассказы и сказки, иллюстрируемые сюжетными игрушками, радуют детей, активизируют их речь, развивают умение слушать, способствуют усложнению игровой деятельности.

     Было бы хорошо приобрести для ребенка мягкие или резиновые игрушки – героев большинства сказок. Их не так-то уж и много, а использовать их вы сможете с большой пользой в самых разнообразных дидактических играх на протяжении нескольких лет. Что это за персонажи? Заяц, волк, лисичка, три медвежонка разного размера, лягушка, мышка, ежик, кошка и котенок, собачка и щенок, хотя бы одна кукла (в том числе и для мальчиков). Если у вас нет возможности приобрести всех основных героев большинства сказок – не беда. В году случается много праздников, и часто бывает так, что родные и друзья интересуются, что подарить малышу. Вы можете использовать эту возможность (вплоть до того, что вы договоритесь с ними о том, что вы сами купите необходимых вам героев на оговоренную сумму и передадите покупку родственникам для вручения подарка от их имени). Также недостающих героев можно условно заменять другими игрушками или предметами, что скажется положительно на развитии воображения и фантазии.

     Если у ребенка будут основные персонажи, других специальных затрат домашние инсценировки не требуют, - можно обойтись тем, что имеется дома. Например, инсценируя сказку «Теремок», в качестве теремка вы можете использовать картонную коробку, либо соорудить домик, накинув одеяло или пеленку на стул или табурет так, чтобы с одной стороны был открыт вход внутрь. По принципу «Теремка» можно инсценировать сюжеты с другими персонажами: пусть к домику приходят собачка, кошечка и даже, скажем, корова, если таковая игрушка имеется у ребенка. Кстати, тот же принцип оборудования дома из стула или табурета можно применить и в другой сказке – «Заюшкина избушка», использовав в качестве накидки на один стул ткань, на другой – тюль, либо прозрачный или белый полиэтиленовый пакет. Инсценируя сказку «Рукавичка», в качестве рукавички вы можете использовать наволочку для подушки, в сказке «Колобок» роль главного героя может выполнять обычный мячик. Что касается таких предметов, как кровать, стол, стулья, и даже печь (в сказке «Заюшкина избушка») – все можно соорудить из того, что имеется дома: в ход могут пойти платочки и маленькие полотенца для того, чтобы сделать матрасик, подушечку и одеяльце; стол можно сделать из книжки в твердом переплете, опущенной на ножки из кубиков или из пластикового контейнера для хранения пищевых продуктов, перевернув его вверх дном. Кстати, в качестве стола и упомянутой выше печи может послужить и простая коробка. Как вы уже поняли, все ограничивается только вашей фантазией. И в ваших интересах ее, как раз, не ограничивать, что, безусловно, положительно скажется на развитии фантазии и воображения вашего малыша, особенно если вы подбираете необходимый реквизит вместе с ним.

     Будет полезно, показав малышу сказку, повторить ее через какое-то время, побуждая ребенка принять посильное (а лучше активное) участие в ее постановке, что будет способствовать развитию его памяти, внимания, речи и творческих способностей.

     Отрепетировав с ребенком мини-спектакль, вечером можно показать представление папе или бабушке с дедушкой, что, несомненно, развивает в ребенке актерские качества, учит его управлять своим голосовым аппаратом, тренирует память, придает уверенность в себе и дарит массу положительных эмоций как самому ребенку, так и любящим его взрослым. Вы даже можете соорудить подобие ширмы для показа кукольных спектаклей. Для этого вам понадобятся два стула одинаковой высоты и шнур. Поставьте стулья на расстоянии около 1 метра друг от друга, привяжите к спинкам стульев шнур и повесьте на него небольшое легкое покрывальце или ткань. Ширма готова! Успешных вам постановок!